Безукоризненно выполненный этап регистрации имеет особенно важное значение для учредителя в том случае, если в ходе коммерческой деятельности у фирмы впоследствии возникают проблемы.
Учредитель, не принимающий участия в хозяйственной деятельности фирмы, может не опасаться претензий со стороны государственных органов, если он обеспечил правильную, законную регистрацию предприятия и организовал работу управляющих им структур (назначил директора, главного бухгалтера). Дела между юридическими лицами наиболее частот решаются в арбитраже. Арбитражная практика показывает, что типичным ходом любой стороны является анализ регистрационных документов противника с целью выяснения правильности его регистрации в качестве полноценного юридического лица. Анализ этот проводится с целью поиска ошибки. Если таковую удастся найти в регистрационных документах, то регистрация должна быть признана недействительной. Но ответственность за деятельность предприятия при этом никуда не девается. Именно учредителям приходится отвечать по искам. Такой может оказаться цена за ошибку, допущенную при регистрации.
Самой распространенной ошибкой при регистрации предприятий является неправильное внесение уставного капитала. Кроме того, часто «горят» предприятия в связи с оформлением на несуществующий юридический адрес. Может быть допущено также и отсутствие регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Убытки от такой ошибки могут быть колоссальными, гораздо большими, чем полученная за время деятельности предприятия прибыль.
Именно поэтому мы и настоятельно рекомендуем, еще на стадии учреждения фирмы обратиться к специалистам фирм-регистраторов. Эти люди занимаются регистрацией каждый день, они могут предоставить полный комплекс необходимых услуг, да к тому же и проконсультируют о различных путях более экономного ведения бухгалтерского учета. Желание сэкономить на регистрации может погубить любое, даже самое процветающее дело.
Учредительные документы – один из главных составляющих процесса регистрации. Но это не единственная их функциональная нагрузка. Учредительные документы – лицо, своеобразная визитная карточка предприятия. Они обязательно должны содержать в себе следующую информацию: его название, место нахождения, имена и данные учредителей, виды предполагаемой деятельности, порядок управления предприятием и другие сведения.
Полный перечень требований к содержанию учредительных документов можно найти в главе 4 Гражданского кодекса РФ и в законе для юридических лиц соответствующего вида.
Для ООО - это Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 08.02.98 г. Для ЗАО - это Федеральный закон "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.95 г.
В иерархии учредительных документов главным является Устав предприятия. Текст Устава обязательно должен быть утвержден. Это решение об утверждении принимает либо учредитель предприятия ( если он - единственный), либо оно выносится общим собранием учредителей в форме протокола. Об этом обязательно делается соответствующая запись на титульном листе Устава предприятия. Если вы готовите Устав сами, пользуясь самостоятельно найденными справочно-информационными материалами, то вполне может получиться так, что текст учредительных документов не соответствует действующим законодательным актам. Возможен также и случай признания того, что ваш Устав недостаточно полно отражает изложенные законодательные нормы. Вы должны быть готовы к тому, что то это будет являться основанием для отказа в регистрации вашего предприятия.
Поэтому, написание Устава лучше поручить юристу.
Полный список учредительных документов предприятия выглядит следующим образом.
- Устав
- Регистрационное свидетельство
- Учредительный договор (если учредителей несколько)
- Информационное письмо ГМЦ Госкомстата
- Свидетельство о постановке на учет в МНС (с присвоением ИНН)
- Информационные письма о постановке на учет в Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде занятости, Фонде социального страхования
- Реестр акционеров (для акционерных обществ)
- Справка об открытии расчетного счета в банке
- Протокол общего собрания участников или решение учредителя (если участник один).
Все эти документы нужно получить в соответствующих государственных организациях, причем в определенной последовательности и с временными ограничениями между этапами. Опять-таки, все нюансы этого процесса известны специализирующимся на регистрации профессионалам, и лучше доверить им соблюсти все сроки и формальности.
От вас же требуется после окончания регистрации уставные документы бережно хранить. Утеря документов – неприятная сама по себе как факт, и сопряжена с потерями времени и денег.
А, если, не дай Бог, ваши документы попадут к недоброжелателям, то последствия могут оказаться серьезнее, чем вы можете это предположить.